Кто Вы, мистер Киберпанк? №1. Киберпанк как субкультура
Источник: xammep.info (сайт закрыт)
Чудовища киберпанка не исчезают так просто. Они уже бродят по улицам, они рядом с нами. Чудовище будет защищено авторским правом, и их будут изготовлять во всем мире.
(Брюс Стерлинг)
Киберпанк. Модное в наши дни слово, особенно в компьютерной и околокомпьютерной среде. Однако, как ни странно, практически никто не может внятно и членораздельно сформулировать, в чем же состоит суть этого явления. В ответ на прямо заданный вопрос абсолютное большинство людей начинают мычать нечто нечленораздельное, и в итоге выдавливают всегда одно и то же: "Ну: это: "Матрица", хакеры:". Самые просвещенные еще умудряются вспомнить Гибсона. И все. Обидно, согласитесь. Одним словом, давно пришло время провести этакий культурологический ликбез, чтобы хотя бы само слово осознанно произносили.
Киберпанк - что это, когда это появилось? Слово, говорят, появилось в 80-ом, в одном научно-фантастическом журнале, издаваемом Айзеком Азимовым. Ввел его в обиход редактор журнала, некий Гарднер Дозуа. Сам он, правда, не претендует на авторство и говорит, что подобрал словечко "где-то на улице". Кроме того, был Брюс Стерлинг и авторы "его круга", которые писали техно-фантастику и тоже вполне могли изобрести данный термин. Да мало ли кто - писателей, журналистов, критиков в Америке и тогда было полно, и сейчас хватает. А после появления персоналок и сетей, буйного роста Силиконовой Долины и индекса NASDAQ - термин явно носился в воздухе. Главное не то, кто его выдумал, а то, что жизнь в него вдохнул, конечно, великий гуру Уильям Гибсон в своем бессмерт-ном романе "Нейромант". Роман вышел в 1984 году, отсюда и начинается отсчет эры "киберпанк". Хотя в самом "Нейроманте" (как и в прочих романах Гибсона) это слово не встречается ни разу, однако оно там "незримо присутствует" и именно оттуда, вернее, из критических статей об этом переломном для фантастики, а может, и всей литературы 80-х, романе, пошло гулять по свету. При этом, конечно, Гибсон не является единственным киберпанк-автором. Их много - некоторые начинали вместе с ним - Рукер, Ширли, Суэнвик и Стерлинг. Технические новшества, возникшие в современном обществе, не могли не повлиять на его контркультуру. Киберпанк был всего лишь литературным отображением этого явления, которое можно наблюдать и в наши дни.
Итак, в чем же суть самой идеологии этого культурного течения? Слово состоит из двух частей - "кибер" и "панк". "Кибер" означает продвинутую технологию, желательно, но не обязательно имеющую отношение к компьютерам и Интернету. Это могут быть мозговые импланты, гнезда по всему телу, устройства для выхода в виртуальную реальность, изощренные механические или клонированные протезы любых органов, от глаз до селезенки, суровые генетические разработки. Кроме того, это могут быть ИскИны - искусственные интеллекты, живущие в киберпространстве. Но их может и не быть. Главное, чтобы присутствовали cutting-edge технологии и вторая составляющая часть названия - "панк". Что это такое, объяснять, конечно, не нужно, но в данном конкретном случае придется. "Панк" в этом литературном течении значит то, что главными героями являются маргиналы всех мастей: хакеры, бомжи, воры, проститутки, наемные солдаты, скупщики краденного, авантюристы, шпионы. Не верите? Смотрите сами в таблице:
Вот эта-то смесь из городских низов и высоких технологий и дает в итоге столь модный сегодня стиль. Еще одна особенность - почти во всех киберпанковских романах герои принимают наркотики. Разную синтетическую дрянь. Причем все поголовно - от глав корпораций до последних бродяг.
Второй важный аспект киберпанка - взаимоотношения живых и искусственных существ. И тут предвестником современного киберпанка оказывается, не смейтесь только, всем известная сказка о Буратино. "История о деревянном человечке, кукольном театре, людях, презирающих кукол, и людях, поддерживающих кукол, кажется мне литературной матерью киберпанка: искусственные существа, обладающие волей, силой духа, эмоциями, разумом, способные на преданность, любовь, самопожертвование, рассматриваются людьми как низшая каста только потому, что являют собой произведение человеческих рук. Они вынуждены бежать, чтобы защитить свою любовь, драться, чтобы добиться права на свободу, и истекать жидким кислородом (или исходить деревянными стружками), чтобы доказать, что их искусственное происхождение не делает их хуже людей." (с) Линор Горалик.
И напоследок: особенность классического киберпанка - не только его "фирменная" мрачность. Произведения этого жанра не заканчиваются "голливудским" хэппи-эндом. Как правило, в них вообще нет четко очерченной концовки в духе "хорошие парни победили плохих и ушли, обнимаясь". Напоследок всегда остается некоторая недосказанность - читателя (зрителя) заставляют размышлять дальше самостоятельно.